Спортивное
программирование

Спортивное программирование - одно из самых инновационных направлений как в программировании, так и в спорте. На протяжении десятилетий, как в России так и по всему миру, одаренные школьники и студенты участвуют в интеллектуальных баталиях не только ради денежных призов и трофеев, но и ради карьерного успеха. Крупные корпорации с охотой принимают в свои ряды специалистов, призеров и победителей соревнований по спортивному программированию. Занятие спортивным программированием – объединяет, повышает техническую квалификацию, способствует обретению фундаментальных знаний, развивает не только навыки программирования, но и способность к решению сложных задач, креативное мышление и командную работу.

Спортивное программирование –
«как всё начиналось»?

Спортивное программирование родилось ещё задолго до Интернета (всемирной информационной сети). Одним из истоков спорта считается соревнование International Collegiate Programming Contest (ICPC), впервые прошедшее ещё в 1970 году, в Техасе. Команды из местных университетов в процессе соревнований использовали компьютеры S/360, в качестве языка программирования использовался Fortran, а коды записывали на перфокартах. В последствии ICPC выросло до международных масштабов, став одной из самых крупных олимпиад по спортивному программированию в мире.

В СССР аналогичные соревнования начали проводить в 1981 году, с олимпиады по программированию среди школьников. Олимпиада прошла в Москве, в ней приняло участие четыре человека. Семь лет спустя, в 1988 году, олимпиада вышла на всесоюзный уровень, и с тех пор стала неотъемлемой частью школьных олимпиад. Стоит отметить, что более стандартный вариант спортивного программирования предполагает командное соревнование. Под это определение больше подходит Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию (ВКОШП).

В 2000-х, следуя за распространением Интернета (всемирной информационной сети), спортивное программирование начало проходить и в он-лайн формате. Благодаря, в том числе, и этому, спортивное программирование стремительно начало набирать популярность. Уже в 2018 году лига ICPC включала в себя 52 тысячи студентов из 3233 университетов со всего мира. К масштабным соревнованиям современности можно отнести: мероприятия проходящие на он-лайн платформах Codeforces и TopCoder; индивидуальные соревнования Google Code Jam и Russian Code Cup; олимпиаду IOI (International Olympiad in Informatics).

Спортивное программирование в наше время

Общая концепция соревнования довольно проста: участникам даётся логическая задача и некоторое время на её решение. В зависимости от устроителя соревнований, участнику предлагаются различные условия по количеству задач и времени на их решения. По окончании времени отведенного на решение, участники сдают свои ответы (написанные с помощью кода) судейской комиссии. Комиссия проверяет решение задач на точность и эффективность. Важно, чтобы решение было не только верным, но и достаточно быстрым. Для измерения эффективности используется не реальное, а процессорное время.

Соревнования предполагают индивидуальный и командный зачет. Обычно команды состоят из 3-5 человек, и, в зависимости от объема и сложности работы, им даётся от трёх часов времени.

В 2022 году спортивное программирование стало официальным видом спорта в России, и наша страна стала первой в мире, кто признал спорт официальным. Министерство Спорта РФ включило в контур следующие дисциплины:

Алгоритмическое программирование – довольно говорящее название, в этой дисциплине участники создают и оптимизируют алгоритмы, которые пошагово решают задачу. Метод программирования, основанный на моделировании мыслительной деятельности человека. Используется для решения задач, не имеющих строго формализованного алгоритма или связанных с неполнотой исходных данных.

Продуктовое программирование (хакатон) – альтернативное название этой дисциплины появилось путём объединения слов “hacker” и “marathon”. Чаще всего задачей хакатона является создание полностью готового программного обеспечения – какого-то фреймворка, операционной системы, приложения и т.д. В хакатоне могут участвовать не только программисты, но и дизайнеры, продуктовые менеджеры, иные специалисты. Цель работы команды – создание готового ИТ решения.

Робо-программирование – в этой дисциплине спортсмены имеют непосредственное отношение к исполнителям своего кода – материальным объектам. Программисты-робототехники должны взаимодействовать с системами, механикой, электроникой и другой реальностью, задействованной в решении задачи.

БАС-программирование – программирование беспилотных авиационных систем. Эта дисциплина также сильно связана с материальным миром, ибо основывается на разработке решений для беспилотных летательных аппаратов.

Кибербезопасность – спортсмены соревнуются в создании самых эффективных и неприступных систем безопасности.

В последнее время спортивное программирование как вид спорта набрало большую популярность – на это повлияло не только развитие Интернета (всемирной информационной сети), но и приход в индустрию спонсоров, а также повышение актуальности программирования во всём мире. Спорт уверенно движется в сторону вхождения в Международный олимпийский комитет, и в России он развит больше, чем где-либо ещё. Благодаря поддержке и признанию со стороны органов государственной власти в нашей стране появилась Федерация спортивного программирования, проводится большое количество соревнований.

Российские спортсмены в международных соревнованиях

В России спортивное программирование охватывает аудиторию более 300 тысяч человек. Не удивительно, что с таким уровнем подготовки и вовлеченности спортсмены ни раз защищали гордость нашей страны на мировой арене. Конечно же, сюда относятся победы на самом крупном соревновании в мире – ICPC, командами из Саратова в 2006 году, из Москвы в 2018 и 2019 годах, из Нижнего Новгорода в 2021. Программисты из Санкт-Петербурга особенно отличились, став мировыми чемпионами семь раз в 2004, 2009, 2012 и с 2013 по 2017 года. Победы наших спортсменов на международной арене позволили проводить соревнования, принимать спортсменов по спортивному программированию в России. В 2023 году в Грозном прошли первые международные соревнования по спортивному программированию – “Код Мира”. Организатором выступила Федерация спортивного программирования России. Более 300 участников из 11 стран соревновались в алгоритмическом и продуктовом программировании. Победу одержали российские команды из Грозного и Москвы.